Есть случаи, когда представители ФСС при проверке правильности начисления пособий отказывали работодателям в зачете расходов на социальное страхование по причине неподтверждения продолжительности страхового стажа, в частности по уволенным работникам. Правомерны ли такие претензии проверяющих и нужно ли хранить копии трудовых книжек уволенных работников – узнаете из статьи.
Перечень документов, которые должен представить страхователь для принятия территориальным органом ФСС решения о выделении средств на выплату страхового обеспечения, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н. Среди них:
- письменное заявление страхователя;
- справка-расчет;
- копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам – листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с расчетом пособия).
Мнение проверяющих
Непредставление страхователем на проверку трудовых книжек в подтверждение стажа работы является основанием для непринятия расходов на соцстрахование.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Таким образом, бухгалтеры предприятий при расчете суммы выплаты по больничному для определения продолжительности страхового стажа работников чаще всего пользуются сведениями из трудовой книжки. Неудивительно, что и представители ФСС при документарной выездной проверке просят предоставить им этот документ (его копию). А если у организации отсутствует трудовая книжка уволившегося сотрудника, не принимают к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и привлекают плательщиков страховых взносов к ответственности.
Стоит отметить, что при обращении в суд организации, как правило, выигрывают дело – см., например, постановления АС ВСО от 05.07.2017 по делу № А19-20943/2016 (Определением ВС РФ от 08.11.2017 № 302‑КГ17-16190 оставлено без изменения), АС СЗО от 21.04.2016 по делу № А66-3360/2015 (Определением ВС РФ от 01.08.2016 № 307‑КГ16-8836 оставлено без изменения).
Мнение суда
Представление трудовых книжек уволенных на момент проверки работников для подтверждения их стажа законодательством не предусмотрено.
В частности, в названных судебных процессах арбитры, проанализировав Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, пришли к выводу, что законодательством не установлена обязанность работодателя изготавливать и хранить копии трудовых книжек уволенных работников. На этом основании отказ в принятии расходов на социальное страхование только по причине отсутствия у страхователя трудовых книжек уволенных на момент проверки работников суды признали незаконным.
В законодательстве не обозначена обязанность работодателя изготавливать и хранить копии трудовых книжек уволенных работников. В то же время считаем, что бухгалтерам и кадровикам полезно помнить о претензиях ФСС: возможно, все же стоит во избежание споров сохранять копии трудовых книжек увольняющихся сотрудников.