шаблоны wordpress.

Пониженные тарифы

Пониженные тарифы страховых взносов с 2017 года

   С 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам. Закон № 212‑ФЗ утратит силу (см. Закон № 250‑ФЗ), в Налоговом кодексе появится разд. XI «Страховые взносы в РФ», а также будут введены другие нормы, предусматривающие порядок исчисления, уплаты страховых взносов и исполнения иных обязанностей плательщиков (см. Закон № 243‑ФЗ). Уверены, что общие вопросы, связанные с данными поправками, вы узнаете из других источников. К примеру, с комментарием к законам № 243‑ФЗ и 250‑ФЗ можно ознакомиться в журнале «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение» (№ 8, 2016).

   В настоящей статье предлагаем рассмотреть порядок применения пониженных тарифов страховых взносов, который актуален для компаний, управляющих недвижимым имуществом и применяющих УСНО. Надеемся, данный материал поможет вам спланировать финансовые потоки в 2017 году.

   В таблице далее представлены нормы закона, регламентирующие правила применения пониженных тарифов страховых взносов. Их размер остался прежним, основной вид экономической деятельности и критерий его определения также не изменились. Особое внимание следует обратить лишь на то, что лимит доходов, дающий право продолжать применять УСНО в течение года, был повышен с 60 млн до 120 млн руб. (п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ в редакции Закона № 243‑ФЗ). Однако для целей применения пониженных тарифов лимит дохода фактически остался прежним: 79 млн руб. (по сравнению с лимитом доходов, дающим право применять УСНО в 2016 году, равным 79,74 млн руб. (60 млн руб. корректируются на коэффициент-дефлятор 1,329)). Причем если ранее критерий, используемый для определения права на применение УСНО, ежегодно повышался вместе с ростом дефлятора, то в 2017 году зафиксированы как лимит доходов для УСНО, так и лимит для применения пониженных страховых взносов.

Показатель В 2016 году С 2017 года
Льготная категория плательщиков страховых взносов В течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212‑ФЗ, – организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (квалифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых является управление недвижимым имуществом (пп. «я.2» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ) Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, обозначенных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, применяются для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (квалифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД) которых является управление недвижимым имуществом (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ)
Основной вид экономической деятельности Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или ИП, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Для плательщиков, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный названным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Если по итогам расчетного (отчетного)
Закона № 212‑ФЗ, производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или ИП, названных в п. 8 ч. 1 указанной статьи, не соответствует заявленному, такая организация или такой ИП лишается права применять установленные ч. 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в предусмотренном порядке (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ) периода основной вид экономической деятельности организации или ИП, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, не соответствует заявленному, а также если организация или ИП превысили за налоговый период ограничение по доходам, приведенное в абз. 2 пп. 3 п. 2 настоящей статьи, такая организация или такой ИП лишается права применять установленные пп. 3 п. 2 данной статьи тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке (п. 6 ст. 427 НК РФ)
Пониженный тариф страховых взносов В течение 2012 – 2018 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8, 10 – 12, 14 ч. 1 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов: в ПФР – 20 %, в ФСС – 0 %, в ФФОМС – 0 % (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ) Для плательщиков, обозначенных в пп. 5 – 9 п. 1 ст. 427 НК РФ, в течение 2017 – 2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20 %, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование – в размере 0 %.

Указанные в настоящем подпункте тарифы страховых взносов распространяются на плательщиков, применяющих УСНО, названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)

Лимит доходов, дающий право на применение УСНО 60 млн руб. (корректируются на коэффициент-дефлятор, в 2016 году равный 1,329) 120 млн руб.

Восстановление страховых взносов

   Важным будет вопрос о том, за какой период следует восстанавливать страховые взносы в случае превышения размера доходов по итогам налогового периода (79 млн руб.). Здесь нельзя провести аналогию с утратой права на применение УСНО по причине превышения лимита доходов, поскольку в этом случае налогоплательщик должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение, на основании прямого указания в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Поэтому и страховые взносы подлежали перерасчету только с начала того квартала, в котором компания должна определять свои налоговые обязательства согласно общему режиму налогообложения (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2011 № 5004‑19).

   В подпункте 3 п. 2 ст. 427 НК РФ указано: пониженные тарифы распространяются на плательщиков, если их доходы за год не превышают 79 млн руб. Выходит, если доходы превысили обозначенный предел, пониженные тарифы на организацию (ИП) не распространяются вовсе. Значит, пересчитать страховые взносы придется с начала года. Тем более что начало расчетного периода (года) и начало всех отчетных периодов (I квартала, полугодия, девяти месяцев, календарного года) совпадают – 1 января. Аналогичные разъяснения положений Закона № 212‑ФЗ были даны относительно неподтверждения основного вида деятельности по итогам года (Письмо Минтруда РФ от 03.03.2015 № 17‑3/В-93).

Целевые поступления ТСЖ учитываются при определении основного вида деятельности?

   В связи с изменением законодательства и сменой администратора страховых взносов вновь может быть поднят вопрос, актуальный для некоммерческих организаций и решенный на уровне разъяснений чиновников и судебной практики. Речь идет о праве учитывать в составе доходов по основному виду деятельности суммы, квалифицируемые как целевые средства, не облагаемые налогом на основании ст. 251 НК РФ. Подробно о том, как данная проблема решается сегодня, было рассказано в статье С. Н. Козыревой «Применение пониженных тарифов страховых взносов при УСНО» (№ 4, 2016). В разъяснениях Минтруда ключевой вывод звучал так: законодательством РФ о страховых взносах не установлена зависимость от применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, находящимися на УСНО, от определения ими налоговой базы при применении УСНО на основании НК РФ и наличия у таких плательщиков суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением УСНО.

   С учетом того, что администратором страховых взносов станут налоговики, порядок подтверждения основного вида деятельности пока не разработан, не исключено, что при проверке чиновники будут руководствоваться данными из налоговой декларации.

   Вместе с тем, учитывая, что в НК РФ не появилось никаких дополнительных норм по рассматриваемой проблеме по сравнению с имевшимися в Законе № 212‑ФЗ, положение плательщиков страховых взносов не должно быть ухудшено в связи со сменой администратора взносов. В любом случае ТСЖ нужно обратить внимание на данный момент, отслеживать разъяснения контролирующих ведомств и учитывать возможные риски при планировании обязательств в рамках составления сметы расходов на будущий год.

   Управляющие МКД – «упрощенцы» сохранят право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2017 и 2018 годах, несмотря на то что теперь функции проверки порядка исчисления и уплаты взносов будут переданы налоговикам. Особое внимание нужно обратить на то, что лимиты доходов при УСНО были повышены вдвое, но лимит доходов, дающий право на пониженные тарифы, был чуть уменьшен (79 млн руб.) и зафиксирован. Если лимит по итогам года был превышен, страховые взносы необходимо восстановить с 1 января.

   Также внимательность следует проявить ТСЖ (ТСН), поскольку не исключено, что у налоговиков появятся свои соображения, отличные от позиции Минтруда, по вопросу включения в доходы по основному виду деятельности целевых поступлений от собственников помещений на содержание общего имущества и оплату коммунальных услуг.

.