шаблоны wordpress.

ИФНС и НДС

Как ФНС разбирается с НДС

   Если вы думаете, что широкое распространение современных информационных технологий — первый шаг на пути в царство свободы, то это заблуждение. На самом деле такие слова, как автоматизация и информатизация, сегодня звучат для нас не менее грозно, чем в 30-е годы прошлого века коллективизация и индустриализация. Государство использует любое достижение прогресса, чтобы потуже затянуть удавку на шее налогоплательщика.

   Но автоматизация заключается не в облегчении жизни налогоплательщиков. Почему-то все происходит с точностью наоборот, облегчается работа налоговой службы, которая создает систему круговой поруки, чтобы все были виноваты, об этом я уже писал в своей статье «Как законно не платить НДС в 2015 году». И решил опять вернуться к теме НДС, теперь уже с точки зрения налогового контроля.

Налоговики против однодневок

   В бесконечной войне ФНС России с фирмами-однодневками начинается новая эпоха.

   Налоговое ведомство берет на вооружение автоматическую систему контроля, которая предназначена для учета своевременной уплаты НДС. Система (она называется АСК НДС-2) позволит сопоставлять данные контрагентов в зеркальном режиме. Теперь все отчеты по НДС заносятся в общероссийскую базу данных (система Big data). Следовательно, фискальные органы получают возможность отследить цепочки передвижения товаров (оказания услуг) в масштабах всей страны. И если в цепочке передвижения товаров (оказания услуг) каким-то образом появилась однодневка, то это слабое звено будет обнаружено и уничтожено. То есть государство из своей новой информационной пушки может стрелять даже по недобросовестным налоговым воробьям.

   Компания, закупая товар у партнера, ставит налог к вычету и фиксирует эту операцию в своей книге покупок. Продавец обязан проделать то же самое, отражая налог в своей книге продаж. Теперь налоговики могут практически сразу выявить любой разрыв в подобной цепочке, какой бы длинной она ни была. Раньше для этого требовались данные встречных налоговых проверок. Таким образом, государство может позволить себе уменьшить число проверок, сэкономить свои расходы, перестать трепать нервы бухгалтерам и руководителям проверяемых компаний.

   Кстати, сам факт расхождения данных у партнеров не представляет собой состава налогового правонарушения, то есть сразу привлечь к ответственности налогоплательщика за это нельзя. Но фискальные органы на этом основании могут потребовать от налогоплательщика дать необходимые разъяснения.

   Кроме того, в соответствии с п. 8.1 ст. 88 Налогового кодекса РФ сотрудники фискального ведомства имеют право затребовать у налогоплательщика первичные документы и счет-фактуру в том случае, если система выявляет ситуацию, когда компания делает вычет, не уплачивая при этом казне НДС.

   Когда мы сталкиваемся с очередной новинкой, то сразу пытаемся ответить на классический вопрос: кому это выгодно? В нашем случае ответ очевиден. Конечно, государству. По крайней мере, теоретически новая система учета уплаты НДС позволит налоговикам эффективней бороться с однодневками и прочими недобросовестными участниками экономической деятельности.

   Тогда я попробую сформулировать сакраментальный вопрос немного иначе: кому использование информационной ловушки облегчит жизнь? При этом, оговорюсь, речь идет исключительно о законопослушных гражданах: бухгалтерах и налоговых инспекторах. И ответ на этот вопрос будет уже не столь однозначным.

   Как известно, компьютерная грамотность нашего населения находится примерно на том же уровне, что и грамотность финансовая. То есть почти на нулевом. Однако это наблюдение касается представителей среднего и старшего поколений. Сегодня продвинутой молодежи среди тех же главных бухгалтеров пока не очень много. Отсюда вывод: проблем технического характера будет предостаточно.

   Так, если раньше допускалось заполнение налоговой декларации вручную, то отныне туда следует вбивать информацию из книг продаж и покупок. А эти сведения с введением в действие новой системы транслируются уже в автоматическом режиме. Значит, потребуется усложнение бухгалтерских программ. Отсюда — увеличение вероятности сбоев. Бухгалтерам, согласитесь, это радости не добавит. Вообще, обкатка любой новой программы чревата увеличением количества сбоев. В истинности этого правила в очередной раз смогут убедиться и налоговики. Им ведь придется работать с  огромными массивами новой информации (напомню: создается база национального масштаба).

   Усложняется и жизнь тех компаний, которые обзавелись обособленными подразделениями или филиалами. Им придется сводить данные из книг продаж и покупок, ведение которых не отличается синхронностью.

   И еще одна проблема. Она неизбежно осложнит жизнь части налогоплательщиков. Это возможные хронологические разрывы. Ваши контрагенты переносят вычет по НДС на налоговый период, не совпадающий с вашим. Законом это допускается (установлен срок заявления вычета в 3 года), но с налоговиками объясняться, скорее всего, придется.

   Что делать налогоплательщику в новых условиях? Могу дать совет, который кому-то покажется банальным. Но ведь истина, как правило, не отличается большой оригинальностью.

   Итак, внимание: надо лучше работать!

   Уважаемые налогоплательщики, именно повышение качества бизнес-планирования, договорной работы, кадровой политики снизит риски антагонистических столкновения с суровой российской налоговой фемидой.

   Сможет ли ФНС истребить все без исключения схемы ухода от налогов? Исчезнут ли с горизонта экономической деятельности нашей страны фирмы-однодневки? Сомневаюсь. Но что нам до проблем фискальной системы государства. Нам бы со своими проблемами управиться. А для этого налогоплательщик должен эволюционировать, становиться все более умным и эффективным.

=============================================================================

По вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, формирования и сдачи отчетности в ИФНС, внебюджетные фонды и органы статистики, восстановления бухгалтерского учета и бухгалтерского сопровождения, обращайтесь к нам:

Консалтинговая компания «ФИНАНСЫ и ПРАВО»    сайт:  ВАШ БУХГАЛТЕР
E-mail: ВАШ БУХГАЛТЕР
Телефон: +7 929 509 1448
Факс: +7 495 943 1448

.